- сюрреализм
- -а, только ед., м.Модернистское направление в искусстве и литературе XX в., провозгласившее творческим источником сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации).
Все, что складывалось, формировалось, назревало в искусстве сюрреализма, нашло наиболее полное и концентрированное выражение в творчестве Сальвадора Дали (Каптерева).
Родственные слова:сюрреали́ст, сюрреалисти́ческийЭтимология:От французского surréalisme (‘сверхреализм’). Впервые встречается в пьесе французского поэта Г. Аполлинера "Груди Тиресия" в 1917 г.Энциклопедический комментарий:Сюрреализм сложился в 1920-х гг. во Франции, развивая ряд черт дадаизма. Ряды сторонников сюрреализма пополнили многие дадаисты, включая их вождя Т. Тцара. Через сюрреализм прошли и большие, честные, принципиальные художники - П. Элюар, Л. Арагон, П. Пикассо. К нему примыкали испанский поэт Ф. Г. Лорка и французский режиссер Р. Клер. Своим духовным отцом сюрреалисты считали З. Фрейда. С 1930-х гг. для сюрреализма становится характерной противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придавалась видимая достоверность. Сюрреализм выдвигал как образец для работы художника сновидчество медиума с последующим закреплением на бумаге (полотне, театральных подмостках, киноленте) вереницы образов. Сюрреализм в литературе провозглашал исходной моделью всякой деятельности, особенно предпочитаемой им лирики, "автоматическое письмо" - скоростную запись первых пришедших в голову слов, обрывков речи, навязчивых видений. В сюрреалистическом театре и кинематографе "истинная реальность" также утверждалась в безудержной фантастике алогично чередующихся фрагментов, в подчеркнутой вещественной конкретности отдельных сцен и кадров, странно состыкованных между собой, в овеществлении метафор, призванных освободить зрителя от подавленных в нем комплексов.
Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. — М.: Русский язык-Медиа. А.П. Гуськова, Б.В.Сотин. 2003.