- футуризм
- -а, только ед., м.В европейском искусстве начала XX в.: авангардистское течение, отвергавшее культурное наследие прошлого и проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства.
Окончательно победив, новый режим [Муссолини] изменяет тактику в отношении футуризма... слишком агрессивный футуризм его уже больше не устраивает (Петрочук).
Родственные слова:футури́ст, футури́стка, футуристи́ческий (футуристическое направление в искусстве), футури́стский (футуристский журнал)Этимология:Из западноевропейских языков (нем. Futurismus, фр. futurisme ‘футуризм’ ← лат. futurus ‘будущий’). В русском языке становится достаточно известным в 1912-1913 гг. В словарях - с 1923 г.Энциклопедический комментарий:Футуризм возник почти одновременно в Италии и Франции в 1907-1909 гг. В условиях "приближающейся индустрии и науки" футуристы стремились отыскать и ввести в художественную практику новые формы для отображения этого нового мира. В Италии вождем течения стал литератор Ф. Маринетти, сочинивший "Манифест футуризма". Восхищение индустриализацией выражалось его сторонниками в таких образах: "Отныне жар куска стали или дерева возбуждает в насстрасть сильнее, чем улыбка или слезы женщины". Отличительной чертой итальянского футуризма являлся оптимизм, соединенный с воинствующим национализмом, который постепенно привел многих из его сторонников к фашизму.Русский футуризм возник независимо от итальянского и имел с ним мало общего. В его рамках взаимодействовали и противоборствовали четыре основные группировки: "Гилея" - В. Хлебников, Д. Д. и Н. Д. Бурлюки, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых и др.; "Ассоциация эгофутуристов" - И. Северянин, К. К. Олимпов и др.; "Мезонин поэзии" - Хрисанф, В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев и др.; "Центрифуга" - С. П. Бобров, Б. Л. Пастенак, Н. Н. Асеев и др. Общей основой движения было стихийное ощущение "неизбежности крушения старья" (Маяковский) и стремление предвосхитить и осознать через искусство грядущий "мировой переворот" и рождение "нового человечества". Художественное творчество должно было стать не подражанием, а продолжением природы. Результатом явилось разрушение условной системы литературных жанров и стилей, создание индивидуальных диалектов, т. н. заумь. Некоторые литературные группировки, генетически связанные с футуризмом, существовали и после революции.
Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. — М.: Русский язык-Медиа. А.П. Гуськова, Б.В.Сотин. 2003.