- фарс
- -а, м.ученый-педант. Полный неподдельного остроумия, забавных положений, содержащий много метких народных оборотов, фарс всегда привлекал демократического зрителя. Приемами фарса широко пользовлись Шекспир, Мольер, Сервантес, Лопе де Вега, Карло Гольдони. Приемы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде.1) Вид средневекового народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера в западноевропейских странах.
Театр открыт... Мольеровым фарсом (Фонвизин).
2) В театре XIX-XX вв. комедия-водевиль легкого, игривого содержания с чисто внешними комическими приемами.Намечается план легкой комедии, нечто вроде любовного тонкого фарса (Куприн).
3) Манера актерской игры или сценического представления, основанная на грубом шутовстве.Вы никогда не прибегали к фарсу, чтобы вызвать у зрителя пустой и бесплодный смех (А. Островский).
Синонимы:фигля́рство (разг.), шутовство́4) Грубая шутка, шутовская выходка.Вы смеетесь, читатели? моя выходка вам кажется фарсом, плоскою шуткою (Белинский).
5) перен. Нечто лицемерное, циничное и лживое.- Словом, страшная трагедия суда превращена в жалкий фарс, - с горечью промолвил Сергей Владимирович (Степанов).
Синонимы:коме́дия•Родственные слова:фа́рсовыйЭтимология:От французского farce ‘шутка’, ‘фарс’; ‘фарш’, ‘начинка’ (← фр. farcir ‘начинять’, ‘набивать’, ‘наполнять’ ← лат. farcire ‘начинять’, ‘набивать’). В русском языке - со второй половины XVIII в. В словарях - с 1806 г.Энциклопедический комментарий:Фарс ведет начало от представлений веселых гистрионов (актеров), масленичных игр, получив устойчивый характер острокомической интермедии, включавшейся в мистерии - религиозные драмы. Авторы средневековых фарсов в большинстве неизвестны, так как часто фарс составлялся коллективно. С XV в. как самостоятельный жанр обладал основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, вольнодумством, буффонадой. Фарс остро высмеивал грабительские феодальные войны, корыстолюбивых богатых горожан, сластолюбивых и жадных монахов, продажных судей. В фарсах фигурируют не индивидуальные характеры, а готовые типы-маски: простак муж, сварливая и неверная жена, хитрец слуга, шарлатан-лекарь, хвастун-солдат, неудачник-студент
Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. — М.: Русский язык-Медиа. А.П. Гуськова, Б.В.Сотин. 2003.