- неологизм
- [нео], -а, м., лингв.Новое слово или выражение, а также новое значение старого слова.
Использовать неологизм.
Появление неологизмов.
Антонимы:архаи́змЭтимология:От французского néologisme (← греч. neos ‘новый’ и logos ‘слово’). В русском языке - с первой половины XIX в.Энциклопедический комментарий:Пополнение словарного состава языка происходит непрерывно. Новые слова, став общеупотребительными, перестают быть неологизмами. Различаются неологизмы лексические, т. е. слова вновь образованные или заимствованные и семантические, т. е. новые значения ранее известных слов: меню (перечень возможных операций, выводимый на экран дисплея), мышь (устройство, служащее для управления перемещением курсора на экране дисплея).Наряду с общеязыковыми неологизмами существуют индивидуально-стилистические. Эти неологизмы создаются авторами как выразительные средства в определенном контексте, не рассчитанные на распространение и закрепление в общем языковом употреблении. Напр. у А. Герцена: расчеловечивать; у З. Гиппиус: мечтательная "ненаписанность" [прочитанной пьесы]; у А. Блока: безбурность моря; у В. Хлебникова: "Облакини плыли и рыдали над высокими далями далей"; "Гроза, это ты! Ницнут цветы"; "Усадьба ночью, чингисхань!"; у Вл. Маяковского: "Я планов наших люблю громадье".Судьбы неологизмов различны. Популярные не так давно консенсус и ваучер стали достоянием истории, специалистов и юмористов. Другие, не без помощи средств массовой информации, укоренились в русском языке: дисплей, дискета, картридж, сайт, бартер, имидж, хит, йогурт.
Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. — М.: Русский язык-Медиа. А.П. Гуськова, Б.В.Сотин. 2003.