- Добрыня Никитич
- Добры́ни Ники́тича, м.Богатырь в русском былинном эпосе, входящий в качестве среднего в богатырскую троицу вместе с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем.Энциклопедический комментарий:Добрыня Никитич рожден в Рязани, в семье богатого купца. Мать Добрыни отдает сына, рано потерявшего отца, в учение. Добрыня поет, играет на гуслях, преуспевает в шахматах, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана. Он выходит победителем и в стрельбе. Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче - "поповское" (духовное), то Добрыня Никитич - воин. В былинах Добрыня действует вместе с Ильей, Алешей и иными богатырями или в одиночку. Противниками его становятся как принципиально враждебные существа вроде Бабы-яги или Змея Горыныча, так и богатыри своего круга. Он вступает в бой и с Дунаем, и с Ильей Муромцем, и с Алешей Поповичем, обманувшем жену Добрыни ложной вестью о его гибели. Но затем через посредников с каждым примиряется. Особой архаичностью выделяется былинный сюжет, в котором Добрыня Никитич вступает в сложный поединок со Змеем Горынычем. Сначала входит в воды реки, которая оказывается враждебной герою, удерживает его, пока Змей дождит дождем и сыплет огненными искрами на богатыря. Вырвавшись на берег, Добрыня Никитич все же сокрушает Змея Горыныча "шапкой земли греческой". Здесь, по-видимому, в преобразованном виде отражается ситуация, связанная с крещением Руси, введением христианства, которое, с одной стороны, было чужеродной религией (из Греции - Византии), а с другой - помогало в борьбе со злыми силами, в т. ч. и с язычеством, представленными в образе огнедышащего Змея.
Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. — М.: Русский язык-Медиа. А.П. Гуськова, Б.В.Сотин. 2003.