ямб

  • 121Шеншин — (Афанасий Афанасьевич, он же Фет) известный русский поэт лирик. Родился 23 ноября 1820 года неподалеку от города Мценска, Орловской губернии, в деревне Новоселки. Сын богатого помещика, ротмистра в отставке Афанасия Неофитовича Шеншина. Последний …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 122Шеншин — (Афанасий Афанасьевич, он же Фет) известный русский поэт лирик. Родился 23 ноября 1820 года неподалеку от города Мценска, Орловской губернии, в деревне Новоселки. Сын богатого помещика, ротмистра в отставке Афанасия Неофитовича Шеншина. Последний …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 123Шлока — (санскрит. clôka s зов, звук, слова, строфа) туземное индийское название древнего эпико дидактического стихотворного размера. Под именем Ш. или vaktra m (=лицо, морда) индийская метрика разумеет строфу двустишие, каждый стих которой в свою… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 124Стопа, ритмическая единица — (Fuss, pied от обыкновения отбивать такт ногой) простейшая ритмическая единица в стихотворной речи, состоящая из одного повышения и одного понижения, т. е. в русском стихосложении из одного слога с ударением и одного или двух слогов без ударения …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 125ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — культура греч. рабовладельч. общества в период его образования, расцвета и упадка; в своем развитии прошла периоды: 1) крито микенский (3 2 е тыс. до н. э.); 2) гомеровский (11 9 вв. до н. э.); 3) архаический (8 6 вв. до н. э.); 4) классический… …

    Советская историческая энциклопедия

  • 126СЕМИОТИКА —         (семиология) (от греч. знак)         наука о знаках и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой лингвистич. и нелингвистич. коммуникации.         Совр. С. получила исходные импульсы в трудах амер. философа Ч.… …

    Энциклопедия культурологии

  • 127ИНТЕРТЕКСТ — основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам. Поэтика И. опосредована основной чертой модернизма ХХ в., которую… …

    Энциклопедия культурологии

  • 128ПОЛИМЕТРИЯ — (или полиметрическая композиция). Когда перед стиховедением встала задача описания стихотворных размеров (см. СИСТЕМА СТИХА), то иногда попадались тексты, написанные несколькими размерами. Что с ними делать, не знали. Например, в поэме Некрасова… …

    Энциклопедия культурологии

  • 129Александрийский стих — I. Французский двенадцатисложный стих с цезурой после шестого слога, с обязательными ударениями на шестом и двенадцатом слоге и с обязательным смежным расположением попеременно то двух мужских, то двух женских рифм. Название свое он… …

    Литературная энциклопедия

  • 130Героический стих — стих, употреблявшийся в героических или эпических произведениях, напр. гекзаметр (см.), александрийский стих ложноклассических трагедий (шестистопный ямб); в Англии и Италии Г. С. называют и пятистопный ямб, в России и Польше силлабический… …

    Литературная энциклопедия

  • 131Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро …

    Литературная энциклопедия

  • 132Ипостаса — (замена) в античной метрике под И. в широком смысле понимают видоизменения, происходящие со стопой в стихе и состоящие в том, что стопа, не меняя своей длительности (т. е. сохраняя число мор (см.), в нее входящих), меняет свой слоговой состав,… …

    Литературная энциклопедия

  • 133Метр — термин античного стихосложения, буквально: мера стиха, т. е. обозначение той единицы, к рая лежит в основе ритма данного стихотворного произведения. Содержание это не имело особенно устойчивого значения: под метром разумели и стихотворную строчку …

    Литературная энциклопедия

  • 134Ода — АНТИЧНАЯ ОДА. В древности термин «ода» (греч. ōdē, латин. ode, oda) не определял собой какого либо поэтического жанра, обозначая вообще «песню», «стихотворение». Античные филологи применяли этот термин по отношению к различного рода лирическим… …

    Литературная энциклопедия

  • 135Октава — вид строфы (см.). Состоит из 8 строк с обязательным чередованием рифм в следующем порядке: 1. ж, м, ж, м, ж, м, ж, ж или 2. м, ж, м, ж, м, ж, м, м; при этом первые три нечетные строки рифмуются между собой точно так же, как и первые три четные, а …

    Литературная энциклопедия

  • 136Словораздел — термин, применяемый в языковедении и стиховедении, граница между отдельными словами. В работах по стиховедению С. часто отождествляется с паузой внутри предложения, что не соответствует действительности: отдельное слово (см.) в связной речи… …

    Литературная энциклопедия

  • 137белый стих — стих без рифм. Часто, особенно в стихотворной драме («Борис Годунов» А. С. Пушкина),  5 стопный ямб. Ср. со свободным стихом. * * * БЕЛЫЙ СТИХ БЕЛЫЙ СТИХ, стих без рифм. Часто, особенно в стихотворной драме («Борис Годунов» А. С. Пушкина), 5… …

    Энциклопедический словарь

  • 138силлабо-тоническое стихосложение — разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых  безударные слоги.… …

    Энциклопедический словарь

  • 139Спенсерова строфа — девятистишная строфа с рифмовкой ababbcbcc (см. Рифма); 1 8 я строки  5 стопный, 9 я  6 стопный ямб. Создана Э. Спенсером. * * * СПЕНСЕРОВА СТРОФА СПЕНСЕРОВА СТРОФА, девятистишная строфа с рифмовкой ababbcbcc (см. Рифма (см. РИФМА)); 1 8 я строки …

    Энциклопедический словарь

  • 140ЯМБОГРАФЫ —    • Iambogrăphi,          ι̉αμβογρ̉αφοι. Почти одновременно с развитием элегии из эпоса возникла и ямбическая поэзия; но между тем как элегия, удерживая дактилический размер стиха и эпический язык, еще тесно примыкала к эпосу, ямбическая поэзия …

    Реальный словарь классических древностей