чертом

  • 101ДЕТЕКТИВ — роман или рассказ, в котором фигурирует тайна, а упор делается на головоломный поиск ее разгадки. От других форм художественной литературы детектив отличается тем, что в основе его сюжета лежит загадка. Обычно это преступление, но внимание… …

    Энциклопедия Кольера

  • 102хоть горшком меня зови, да не ставь только к жару — Хоть горшком назови, только в печь не ставь. Хоть как ни зови (хоть чертом зови), только хлебом корми. Как хочешь зови, только водкой пои. Ср. Противоп.: хоть полы мною мой, но не называй меня тряпкой . Ср. Солдаты, со свойственною им отличной… …

    Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • 103ДИАЛОГИЧЕСКОЕ СЛОВО — понятие, разработанное М. М. Бахтиным применительно к его теории полифонического романа (см. ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН). Бахтин писал: Диалогический подход возможен применительно даже к отдельному слову, если оно воспринимается не как безличное слово… …

    Энциклопедия культурологии

  • 104ИНТЕРТЕКСТ — основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам. Поэтика И. опосредована основной чертой модернизма ХХ в., которую… …

    Энциклопедия культурологии

  • 105ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН — Полифония (древнегр. poliрhonia многоголосие) музыкальный термин, обозначающий великий музыкальный стиль, господствовавший в Европе до середины ХVIII в. (до великого классицизма). В полифонии в отличие от гармонии (см. ДОДЕКАФОНИЯ) нет деления на …

    Энциклопедия культурологии

  • 106ПРИНЦИПЫ ПРОЗЫ ХХ ВЕКА — Поэзия и проза разные искусства. Если поэзию действительно можно назвать искусством слова, то проза скорее это искусство предложения (см. ФИЛОСОФИЯ ВЫМЫСЛА). Слово более гибко, поэтому философия слова на протяжении века изменялась много раз: своя …

    Энциклопедия культурологии

  • 107ВЕЛИКИЙ БАЛ У САТАНЫ —         Бал, который в романе «Мастер и Маргарита» дает Воланд в Нехорошей квартире в бесконечно длящуюся полночь пятницы, 3 мая 1929 г. По воспоминаниям третьей жены писателя Е. С. Булгаковой (в записи В. А. Чеботаревой) в описании В. б. у с.… …

    Энциклопедия Булгакова

  • 108«МЕРТВЫЕ ДУШИ»2 —         Киносценарий по одноименной поэме (1842 1852) Николая Васильевича Гоголя (1809 1852). При жизни Булгакова не экранизировался и не публиковался. Режиссерский сценарий Ивана Александровича Пырьева (1901 1968) (в соавторстве с Булгаковым)… …

    Энциклопедия Булгакова

  • 109Твардовский — Фамилия, безусловно, польская, от польского twardy твердый. Как пристала она к смоленской крестьянской семье, в которой родился замечательный советский поэт А. Т. Твардовский? Пан Твардовский герой польской народной легенды, бесстрашный человек,… …

    Русские фамилии

  • 110ВЧЕРТЫКАТЬСЯ — ВЧЕРТЫКАТЬСЯ, привыкнуть браниться чертом. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …

    Толковый словарь Даля