хорей

  • 121Стопа (в стихосложении) — Стопа, 1) в стихосложении ‒ повторяющееся сочетание метрически сильного места, или икта, и метрически слабого места в строке. С. является условной единицей соизмеримости строк, обладающих метром, т. е. упорядоченным чередованием сильных и слабых… …

    Большая советская энциклопедия

  • 122Тоническое стихосложение — (от греч. tоnos ударение)         система стихосложения (См. Стихосложение), в которой ритмичность создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Т. с. употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим… …

    Большая советская энциклопедия

  • 123Пеон — I Пеон         или пеан (греч. pai ∪∪, ∪∪ ∪, ∪∪∪ ), употреблялась обычно как замена равных по длительности стоп бакхия (∪ ) и кретика ( ∪ ; см. Метрическое стихосложение). В тоническом стихосложении термин «П.» иногда применяется для обозначения… …

    Большая советская энциклопедия

  • 124Стопа — I Стопа         периферический сегмент нижней конечности; орган опоры тела при стоянии и движении. Условная граница С., отделяющая её от голени (См. Голень), проходит через верхушки лодыжек. В С. выделяют подошвенную и тыльную поверхности; скелет …

    Большая советская энциклопедия

  • 125Каталектический стих — в классической метрике стих, в котором последняя стопа неполная, т. е. лишена в конце своем долгого или краткого слога. К К. стихам принадлежит и дактилический гекзаметр, в котором ряд дактилей или спондеев завершается хореем, т. е. дактилем с… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 126Ода — (от греч. ώδή, сокращение от άοιδή, песнь) принадлежит к роду так называемой хоровой лирики, развившейся преимущественно у дорийцев. Лирика этого рода исполнялась танцующим хором, под аккомпанемент флейт и лир, на общественных празднествах,… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 127Стопа ритмическая единица — (Fuss, pied от обыкновения отбивать такт ногой) простейшая ритмическая единица в стихотворной речи, состоящая из одного повышения и одного понижения, т. е. в русском стихосложении из одного слога с ударением и одного или двух слогов без ударения …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 128Тредьяковский — (Василий Кириллович) выдающийся русский ученый XVIII в. и неудачный поэт, имя которого сделалось нарицательным для обозначении бездарных стихотворцев. Родился 9 февраля 1703 г. в Астрахани, в семье приходского священника. Первоначальное… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 129Триолет — стихотворная форма, перешедшая в европейскую поэзию из итальянской: восьмистишие, где стихи четвертый и седьмой повторяют первый, а восьмой повторяет второй; от тройного повторения первого стиха и произошло название этой искусственной, но изящной …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 130Трохей — (бегущий, быстрый от греч. τρόχος, τρέχω) или хорей двусложная стопа, в которой за долгим слогом (или с ударением) следует короткий (без ударения): напр., дело, боги. Древняя просодия насчитывала двенадцать основных видов трохеического стиха:… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 131навостри́ть — рю, ришь; прич. страд. прош. навострённый, рён, рена, рено; сов., перех. (несов. навастривать). разг. 1. Отточив, сделать острым. Навострить топор. || перен. (в сочетании с сущ.: „когти“, „зубы“, „клюв“ и т. п.). Приготовиться к действию, к… …

    Малый академический словарь

  • 132разме́р — а, м. 1. Величина чего л. в каком л. измерении. Внутри ночлежка длинная, мрачная нора, размером в четыре и шесть сажен. М. Горький, Бывшие люди. Некоторые деревья поражали своими размерами. Это были настоящие лесные великаны, от 20 до 30 м высоты …

    Малый академический словарь

  • 133хореи́ческий — ая, ое. лит. прил. к хорей 1; являющийся хореем. Хореический размер. Хореическая стопа. || Состоящий из хореев, написанный хореем. Хореический стих. Хореическая поэма …

    Малый академический словарь

  • 134ЛАДЫ — в музыке, комбинации тонов и полутонов в диапазоне октавы, создающие звукоряды, которые составляют мелодическую и гармоническую основу музыкального сочинения. Звукоряды (гаммы) еще не являются ладами, и правильнее было бы применять данный термин… …

    Энциклопедия Кольера

  • 135РИТМ — временная организация движения, связанная прежде всего с музыкой, но присущая также поэзии и танцу. В переносном смысле понятие ритма применяется к другим видам искусства и к явлениям природы, где данный термин характеризует обычно регулярность и …

    Энциклопедия Кольера

  • 136Испанская музыка —         Истоки И. м. в высокоразвитой и очень устойчивой в своих традициях муз. практике первонач. обитателей страны иберов, в 6 в. до н.э. смешавшихся с покорившими полуостров кельтами. Прямыми потомками древних кельтиберов являются баски,… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 137Латышская музыка —         Древнейшие данные о латыш. нар. музыке относятся к 11 12 вв. (археологич. раскопки). В 1632 впервые была опубликована латыш. нар. мелодия с текстом (в кн. Frid. Menii, Syntagma de origine livonorum, Dorpati). Однако систематич. собирание… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 138Песня —         наиболее распространённый род вок. музыки. Различают народную и авторскую (профессиональную) П. Эти два вида П. постоянно взаимодействуют: элементы нар. П. используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские П.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 139Причитания —         вид нар. творчества. П. входят в фольклор многих, но не всех народов (напр., во время афр. похоронных обрядов не принято плакать, у полинезийцев вообще нет похоронного ритуала, а у австрал. племени аранта при траурных обрядах запрещён… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 140Руны —         эпические нар. песни карел, финнов, эстонцев и др. народностей прибалтийско финской языковой группы (водь, ижора). Р. называют также нар. песни разл. жанров, включённые Э. Лёнротом в Калевалу . Отд. сюжеты песен возникли в глубокой… …

    Музыкальная энциклопедия