варьирование
121Таджикская музыка — Истоки тадж. муз. культуры уходят в глубь веков. Об этом свидетельствуют археологич. и лит. памятники, иск во вост. миниатюры, а также дошедшие до нас трактаты по музыке. Сохранились воспевающие мифич. героев гимны из лит. памятника… …
122Трактус — тракт (лат. tractus, букв. волочение, протяжение), часть missa proprium (см. Месса), вводимая в нек рых случаях (напр., в реквиеме) в качестве скорбного, покаянного песнопения, обычно вместо радостной аллилуйя. Т. относится к древнейшему… …
123Трёхчастная форма — тип композиционной структуры, со 2 й пол. 17 в. применяемый в европ. проф. музыке в качестве формы целой пьесы или её части. Т. ф. в спец. значении термина предполагает не только наличие трёх осн. разделов, но и ряд условий, касающихся… …
124Тьенто — (испан. tiento, от tentar ощупывать, касаться, исследовать, искать; португ. tento) инстр. пьеса типа ричеркара, распространённая в Испании и Португалии в 16 17 вв. Ранние образцы Т. для виуэлы принадлежат Л. Милане ( Libro de mъsica de… …
125Узундара — (букв. длинное ущелье) азерб. нар. сольный женский танец. Распространён также в Армении и Грузии. Муз. размер 6/8; темп умеренный. Для мелодики У. характерна насыщенность мелизматикой (трели, группетто и др.), плавность развёртывания.… …
126Уфар — уфор, тадж. нар. танец (сольный или массовый). В старину его танцевали под аккомпанемент дутара. У. часто сопровождается пением или исполняется после песни. Встречается также в качестве третьего раздела особой вок. танц. формы: звучит… …
127Фактура — (лат. factura изготовление, обработка, строение, от facio делаю, осуществляю, формирую; нем. Faktur, Satz склад, Satzweise, Schreibweise манера письма; франц. facture, structure, conformation устройство, сложение; англ. facture, texture,… …
128Финал — (итал. finale, от лат. finis конец, заключение). 1) В инстр. музыке последняя часть циклич. произв. сонатно симфонического, сюитного, иногда также последний раздел вариационного цикла. При всём многообразии конкретного содержания… …