анапест

  • 61Дактиль —     ДАКТИЛЬ греческая стопа в один долгий и два кратких слога, по схеме:      ⌣ ⌣     В нашем ударном стихосложении дактиль основная трехдольная стопа (см. Ритм). Путем односложной анакрусы получаем так называемый амфибрахий, путем двусложной… …

    Словарь литературных терминов

  • 62ЗОЛУШКА — (сказочный персонаж; см. тж САНДРИЛЬОН, САНДРИЛЬОНА) В сухарнице, как мышь, копается анапест, И Золушка, спеша, меняет свой наряд. П913,28 (I,58); Как детский поцелуй, спокойно дышит стих, И Золушка бежит – во дни удач на дрожках, ib.; И крохи… …

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • 63Стихосложение —         Античное и совр. С. принципиально отличаются друг от друга. Совр., в частности русское, С. основано на словесном ударении; егоритм возникает из чередования ударных и безударных слогов (например, Недавно кровь со всех сторон / Струёю тощей …

    Словарь античности

  • 64трехсложные размеры — стихотворные размеры, в которых между ударными слогами располагаются два безударных, что ведет к образованию трехсложных стоп: дактиля (ударение на первом слоге стопы), амфибрахия (ударение на втором слоге стопы) и анапеста (ударение на третьем… …

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • 65ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ — ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ, в силлабо тоническом стихосложении — дактиль, амфибрахий и анапест, ритм которых в русском стихе строится на чередовании обязательно ударных сильных мест и преимущественно безударных слабых мест ; схема: ( ) …

    Литературный энциклопедический словарь

  • 66МЕТР — в стихе, упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест (смотри Сильное место и слабое место), по разному заполняемых (смотри Стихосложение). Метр имеется в метрическом и силлабо тоническом стихосложении (хорей, ямб,… …

    Современная энциклопедия

  • 67СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — СИЛЛАБО ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. На сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически… …

    Современная энциклопедия

  • 68СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — разновидность тонического стихосложения, основано на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых безударные слоги.… …

    Большой Энциклопедический словарь

  • 69ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ — см. Амфибрахий, Анапест, Дактиль …

    Большой Энциклопедический словарь

  • 70Гольдина, Екатерина Сергеевна — (р. 13. 12. 1972) Род. в г. Новосибирск. Дочь академика С. В. Гольдина. Окончила гуманитарный ф т Новосибирского ун та (1998). Преподает в школе (с 1998). Автор кн. стихов: Самый пятистопный анапест. Новосибирск, Артель "Напрасный труд" …

    Большая биографическая энциклопедия

  • 71Икт — (от лат. ictus удар, ударение)         арсис (от греч. ársis поднятие, подъём), сильный слог (в силлабо тоническом стихосложении), сильное место в стихе, несущее ритмическое ударение; чередование таких сильных мест со слабыми (тезисами) образует… …

    Большая советская энциклопедия

  • 72Логаэды — (от греч. logaoidikós прозаически стихотворный)         1) в метрическом стихосложении стихи, образованные сочетанием 3 сложных стоп (дактиль, анапест) с 2 сложными (ямб, хорей); их ритм менее ровный, чем в стихах из однородных стоп (отсюда… …

    Большая советская энциклопедия

  • 73Метрическое стихосложение —         квантитативное стихосложение, Стихосложение, основанное на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов. Употребительно в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смыслоразличительное значение. Наибольшее развитие получило …

    Большая советская энциклопедия

  • 74Сасунци Давид — («Сасунци Давид»,)         «Давид Сасунский», героический эпос армянского народа. Состоит из 4 ветвей: «Санасар и Багдасар», «Мгер Старший», «Давид Сасунский» и «Мгер Младший». Основной в этом эпическом цикле является третья ветвь. Поводом для её …

    Большая советская энциклопедия

  • 75Силлабо-тоническое стихосложение — (от греч. syllabe слог и tónos ударение)         одна из форм тонического стихосложения (См. Тоническое стихосложение), основанное на регулярном чередовании сильных слогов, по которым распределяются ударения, и слабых, на которые ударения не… …

    Большая советская энциклопедия

  • 76Стихосложение —         версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (стихи), соотносимые и соизмеримые между собою (см.… …

    Большая советская энциклопедия

  • 77Стопа (в стихосложении) — Стопа, 1) в стихосложении ‒ повторяющееся сочетание метрически сильного места, или икта, и метрически слабого места в строке. С. является условной единицей соизмеримости строк, обладающих метром, т. е. упорядоченным чередованием сильных и слабых… …

    Большая советская энциклопедия

  • 78Тоническое стихосложение — (от греч. tоnos ударение)         система стихосложения (См. Стихосложение), в которой ритмичность создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Т. с. употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим… …

    Большая советская энциклопедия

  • 79Стопа — I Стопа         периферический сегмент нижней конечности; орган опоры тела при стоянии и движении. Условная граница С., отделяющая её от голени (См. Голень), проходит через верхушки лодыжек. В С. выделяют подошвенную и тыльную поверхности; скелет …

    Большая советская энциклопедия

  • 80Анти. — (ант., от греч. предлога αντί, т. е. против, вопреки, насупротив, перед) частица речи, нередко употребляемая в сложных иностранных словах, частью латинского или романского, частью же греческого происхождения. В первом случае она соответствует… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона